Art Banking Club
ПРОЕКТЫ / PROJECT ХУДОЖНИКИ / ARTISTS НОВОСТИ / NEWS EDUCATION / ЛЕКЦИИ
ПОКОЛЕНИЕ Z. Забытая история советской экспериментальной музыки начала ХХ века
Art Banking Club
22 сентября - 11 октября 2009

Кураторы Андрей Смирнов и Кристина Стейнбрехер совместно с Анной Намит, Art Banking Club, представляют в рамках 3-ей Московской Биеннале Современного Искусства ЗАБЫТУЮ ИСТОРИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА в спецпроекте "ПОКОЛЕНИЕ Z".
Выставка подготовлена, при поддержке Частного Банка КИТ Финанс.

"Поколение Z"  в начале XX века совершило грандиозный поворот в культуре и искусстве. По масштабу и сложности катаклизмов, этот период времени (1910 -1930-е) равен целой Эпохе. Несмотря на революцию, войну, голод, тоталитарный режим, именно эта культура накопила беспрецедентную творческую энергию, следствием которой стало поразительное новаторство России 20-х годов XX столетия - в науке и искусстве пересеклось незавершенное "вчера", с едва ли предвиденным "завтра".

Символ "Z" - зигзаг - главное послереволюционное графическое воплощение идеи времени. Являясь символом энергии и скорости, он соединил творческие горизонтали, существуя вне вертикали власти. Он отразил траекторию жизни этого поколения. Достижения "потерянных" пионеров советской электронной музыки настолько же грандиозны, насколько печальна участь их творений. Этому посвящена выставка "Поколение Z", в основу которой легли материалы из архивов Марины Шолпо, Андрея Смирнова, "Термен-центра" при Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Государственного архива кино-фото документов, Музея Музыкальной Культуры им. М.И. Глинки. Произведения поэта и ученого Алексея Гастева,  композитора и ученого Арсения Аврамова, изобретателя Льва Термена,  кинорежиссера Михаила Цехановского, рукописи и уникальные видео-документы Евгения Шолпо, Николая Воинова, Бориса Янковского, впервые в России будут показаны в рамках проекта. На выставке можно будет услышать музыку, которая была заявлена в программе несостоявшегося концерта на Всемирной выставке 1937 года в Париже.

Наследие Алексея Гастева в России почти забыто - в 1938 году его арестовали, а в 1939-м - расстреляли и уничтожили архивы созданного им Центрального института труда. Под влиянием поэзии Гастева Авраамов создал циклопическую "Гудковую симфонию", для которой весь город становился музыкальным инструментом: заводы и фабрики превращались в части оркестра, пулеметы заменяли малые барабаны, а крупная артиллерия - большие. Управлявший этой "партитурой"  дирижер становился на вышку, которую было видно отовсюду. В 1930 году Авраамов синтезировал первую искусственную рисованную звуковую дорожку в технике графического звука, опережавшей мировую музыкальную технологию на десятилетия. Лев Термен изобрел первый в мире электронный музыкальный инструмент (терменвокс), первую электронную сигнализацию, построил первый телевизор. Государственный институт музыкальной науки (ГИМН)  был главным в своей области. Любой изобретатель из глубинки, рассчитывающий на поддержку, должен был вести переписку с ГИМН, поскольку здесь работали все главные музыкальные и научные эксперты. Поэтому в архивах ГИМН (позднее - НИМИ) хранится множество удивительных историй, которым в рамках выставки будет посвящен раздел "Государство и бюрократия", документально иллюстрирующий процесс взаимодействия "властной Вертикали" с подведомственной "творческой Горизонталью". Это пример бюрократической механики в действии.

Центральная часть экспозиции - "Графический Звук" -  уникальная технология синтеза звука с помощью света и графики искусственных звуковых дорожек. Это не только рукописи, но и уникальные видео-документы - синтетические звуковые дорожки 1930-х, созданные Евгением Шолпо, Николаем Воиновым, Борисом Янковским, впервые представленные в рамках проекта. История "Графического звука" - символ времени. Она печальна как и судьба культуры 1910-1920-х годов. Сохранились  и будут показаны на выставке архивы тон-фильмов Евгения Шолпо.
Огромному числу гениальных идей придавался статус "утопии". Имена многих людей, совершивших культурный прорыв, почти неизвестны в мире и совершенно забыты в России. Некоторые разработки поражают воображение, а некоторыми, не зная истоков, мы пользуемся сегодня - спустя более 80 лет.

Впервые эта выставка была показана в 2008 году в парижском музее современного искусства Palais De Tokyo в рамках проекта "From One Revolution To Another" лауреата премии Тернера 2004 года Джереми Деллера.  В московскую версию экспозиции включены документы, найденные уже после завершения выставки в Palais de Tokyo.

Экспозиция создана при участии, помощи и поддержке Марины Шолпо, Николая Изволова, Мэтью Прайса (Великобритания), Любови Пчелкиной, Льва Болоцкого, Джона Эпплтона (США).


Дополнительная информация:

Андрей Смирнов
Кросс-дисциплинарный художник, куратор, директор и основатель центра электроакустической музыки "Термен-центр", Заведующий сектором мультимедийных проектов и преподаватель Московской государственной консерватории. Проводит независимые исследования и разработки в области музыкальной технологии, специализируясь на создании интерактивных музыкальных систем. Участник многочисленных международных конференций и фестивалей. Выступал с лекциями и мастер-классами в ведущих университетах и центрах компьютерной музыки США и Европы. Автор интерактивной и электроакустической музыки.

Кристинa Штейнбрехер
Молодой куратор международных проектов современного искусства. Кристина Штейнбрехер была cо-куратором проекта "Sound in Z" в Palais de Tokyo, Париже, выставки "From one revolution to another" Джереми Деллера. Ее собственные кураторские проекты: "Laughter Life" в Москве, международная видео-арт выставка "Inter-Faces", проведенная в Алма-Ате, Казахстане в 2007.

Анна Намит
Анна Намит - основатель Art Banking Club в Москве. Маркет-мейкер на рынке современного искусства с 2000 года. Активно формирует и курирует современные частные коллекции российских и западных коллекционеров в Москве, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Мадриде, Стамбуле, Женеве, Цюрихе и Монако. Специализируется на инвестировании в изобразительное искусство конца XX - начала XXI века. Анна Намит - куратор музейных выставочных проектов и эксперт по инвестициям в современное искусство.

Частный банк КИТ Финанс, партнер проекта "Поколение Z"
Частный банк - это специально созданное подразделение Инвестиционного банка КИТ Финанс для обслуживания состоятельных клиентов.
Частный банк КИТ Финанс открывает новые возможности для сохранения и приумножения капитала с помощью современных инвестиционных технологий, возводя процесс управления благосостоянием в ранг искусства.
Управляя благосостоянием с Частным банком КИТ Финанс, наши клиенты получают доступ к полному комплексу инвестиционно-банковских и дополнительных финансовых услуг. Консультации профессионального персонального менеджера, сочетающие творческий подход с сильной аналитической базой, позволяют сформировать индивидуальный инвестиционный портфель.
Акционерами Инвестиционного банка КИТ Финанс являются ОАО "РЖД" и ООО "ТрансФинКапитал", структура НПФ "Благосостояние", что гарантирует стабильность и надежность Банка и обеспечивает необходимую поддержку и развитие.
GENERATION Z. Forgotten experiments in sound and electronic music in early 20th century Russia
Art Banking Club
22 September - 11 October 2009

The curators Andrey Smirnov, Christina Steinbrecher together with Anna Namit (Art Banking Club) present as part of the 3rd Moscow Biennale of Contemporary Art the exhibition GENERATION Z - Forgotten experiments in sound and electronic music in early 20th century Russia. The exhibition is realized with the support of the Private bank KIT Finance.

'Generation Z' is an exhibition of audio, visual, textual, and documentary material dedicated to the largely forgotten history of Soviet experimental and electronic music. It revolves around Andrei Smirnov's personal archives, the Moscow State Conservatory's Theremin Center, the Russian State Documentary Film & Photo Archive, and the Glinka Museum of Musical Culture. The exhibition is part of an ongoing project of the same name by Andrey Smirnov and Lyubov Pchelkina, attempting to restore the history and culture of the early 20th-century's artistic utopias.

This period was, in many respects, cut off in its prime when it collided with the totalitarian state of the 1930s. Generation Z offers an introduction to some of the key figures of the period and their areas of research. Many of the featured documents, sound and footage have not previously been made available to the public, and offer a tantalizing taste of period material yet to be explored.

The title of the exhibition takes its name from the letter Z, which is in many ways emblematic of the period. Z is for zigzag, the spark; it is the symbol of energy, radio transmissions and communications, electrical charges, and lightning. Z is a letter that represents the horizontal networks synonymous with the period, and, simultaneously, the countercurrents of the vertical forces and pressures that stifled its development.

The exhibition begins with Alexei Gastev (1882-1939), revolutionary poet, anarchist, and polymath, who founded the Central Institute for Labour (CIL). It was Gastev who coined the term "biomechanics," then used widely in labor psychology and in theatre, most evidently in the work of producer, director and actor Vsevolod Meyerhold. This was scientific research with an interdisciplinary, broad-ranging agenda.

In 1922 Arseny Avraamov (1886-1944), composer, performance instigator, and music journalist, staged his best-known creation - the 'Symphony of Sirens' - in the port town of Baku to celebrate the October Revolution's fifth anniversary. Inspired by Gastev's poetry, this bruitist spectacular used the services of a huge cast of choirs, joined by spectators, the foghorns of the entire Caspian flotilla, two batteries of artillery guns, a number of full infantry regiments - including a machine-gun division - hydroplanes, and all the factory sirens of Baku.

Perhaps one of the most charismatic figures at the crossroads of art technology and espionage was Leon Theremin (1896-1993), well known for his 1919 invention of the electronic musical instrument that bears his name. As a physicist, musician, and engineer, he worked on the development of innumerable projects and ideas, attempting to combine music and color, gesture, smells, and the tactile senses. His groundbreaking musical invention led to the technology being used for a variety of civilian, military, surveillance and espionage purposes, adding to his status in the West as a cult figure in electronic music.

GIMN (the State Institute for Musical Science) was founded in Moscow in 1921 in an attempt to centralize all activities related to musical science. This included disciplines such as acoustics, musicology, psychology, physiology, the construction of new musical instruments, and ethnomusicology. GIMN was the highest-level organization in Moscow. Projects from all over Soviet Russia seeking a patent or financial support needed a positive review from the appropriate GIMN experts. In the GIMN archives one can find a set of surprising stories making up the section titled 'The State and Bureaucracy,' which serves to illustrate the process of interaction between the authoritarian state and the creative community.

In 1931 the painter, book illustrator and animator Mikhail Tsekhanovsky (1889-1965) created one of the first and most accomplished abstract musical films in early sound cinema, 'Pacific 231,' based on a work by Arthur Honegger, composed in 1923. 'Pacific-231' was immediately condemned by official Soviet critics as a "vicious attempt to revive an abstract cinema that was in fashion among surrealists from the French avant-garde." It was banned, never screened, and almost completely forgotten. Tsekhanovsky had in fact been the first to raise the idea of an artificially drawn soundtrack in 1929. It was at this precise moment that graphical sound techniques were invented.

Graphical (Drawn) Sound is a technology of synthesizing sound from light, invented in the USSR in 1929 thanks to newly invented sound-on-film technology. It forms the main section of the Generation Z exhibition. In addition to documents, it also contains unique artificial soundtracks, created in the 1930s by Arseny Avraamov, Evgeny Sholpo, Nikolai Voinov, and Boris Yankovsky.

The exhibition was first staged in September 2008 under the title 'Sound in Z' at the Palais de Tokyo, Paris, as part of 'From One Revolution to Another,' an exhibition by British Turner Prize winner. The exhibition was curated by Andrey Smirnov and Matt Price. The 'Generation Z' edition of the exhibition has been produced by Andrey Smirnov and curator Christina Steinbrecher, with the support of Nikolai Izvolov, Lev Bolotsky, and Marina Sholpo.


Additional Information

Andrei Smirnov
Andrei Smirnov is an interdisciplinary artist, composer, independent researcher, developer of electronic music techniques, author, curator, and educator. He is a founding director and Senior Lecturer of the Theremin Center for Electroacoustic Music at Moscow State Conservatory, where he teaches courses on history and aesthetics of electroacoustic music, sound design and composition, new musical interfaces and sensor technology, introductory digital audio signal processing, and sound synthesis.

Christina Steinbrecher
Christina Steinbrecher is a young Russian - German curator working in Moscow. Exhibitions she has curated or co-curated include  'Inter-Faces 2007' in Almaty, Kazakhstan, an international video art exhibition, 'Sound in Z' in 2008 at the Palais de Tokyo, Paris, and "Unconditional Love" (with Alexandrina Markov and Alinda Sbragia) at the 53rd Venice Biennale.

Anna Namit, Art Banking Club
Anna Namit is a founder of Art Banking Club in Moscow. She has specialized in the Russian contemporary art market since 2000. Namit actively forms and supervises Russian and Western contemporary private collections in Moscow, London, New York, Paris, Madrid, Istanbul, Geneva, Zurich, and Monaco. She specializes in late 20th-century/early 21st-century visual arts investment and museum exhibition curation.

KIT Finance Private Bank, partner of the Project
Private Bank is a special branch of KIT Finance Investment bank for high net worth individuals. It creates new opportunities to save and increase our clients' capital using modern investment technologies and turning wealth management into an art form.
Our clients gain access to a full range of banking and other financial services. Our personal managers' professional consulting work, creative approach, and comprehensive research allows us to create personal investment portfolios for our clients.
KIT Finance Investment Bank is controlled by Russian Railways and TransFinCapital LLC, a division of NPF Blagosostoyaniye creating a base for long-term business growth and providing the Bank with essential support.